Государство (в лице Федеральной антимонопольной службы) считает причиной такого положения дел злоупотребление доминирующим положением на рынке ведущих нефтяных компаний. Вчера ФАС объявила размер штрафов для ТНК-BP и «Газпромнефти», которые ранее были признаны совершившими нарушения в ценообразовании на рынках автомобильных бензинов, авиакеросина и дизтоплива. ТНК-BP ФАС выставила штраф в 4,197 млрд рублей (около 133 млн долларов), «Газпромнефти» – 4,676 млрд рублей (около 149 млн долларов). На очереди другие два российских нефтяных гиганта – «Роснефть» и «ЛУКойл». Размер штрафа для «Роснефти» антимонопольная служба собирается назвать в начале сентября.
Сегодня ФАС собиралась обнародовать штрафные санкции против «ЛУКойла», однако решено было перенести заседание комиссии по претензиям к этой нефтяной компании на 10 сентября. Как говорится в сообщении антимонопольной службы, компания своими действиями пытается затянуть рассмотрение дела, в отношении нее уже возбуждены 12 административных дел за непредставление информации. Обязанность представлять в антимонопольный орган информацию возложена на хозяйствующие субъекты в соответствии со статьей 25 закона о защите конкуренции. Факт препятствования работе ФАС может дополнительно учитываться при определении размера штрафа.
«ЛУКойл» уже подготовился к предъявлению санкций не только морально, но и фактически. Согласно отчетности по US GAAP за первое полугодие, компания оценила возможную сумму штрафных санкций ФАС в 117−175 млн долларов. Напомним, что ФАС уже возбуждала аналогичные дела в отношении четырех крупнейших нефтяных компаний – «ЛУКойлу» в конце прошлого года был предъявлен штраф в 1,443 млрд рублей, «Газпромнефти» – 1,3 млрд рублей, ТНК-BP – 1,112 млрд рублей, «Роснефти» – 1,508 млрд рублей. Впрочем, нефтяные компании успешно оспаривают предписания и штрафы ФАС в арбитражном суде.
Как заявил сегодня вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун, на вопрос о том, кто виноват в высоких ценах на бензин, нельзя ответить однозначно. Он напомнил, что сейчас цена нефти и, соответственно, бензина определяется государством – налоги в структуре стоимости бензина составляют 70%, а 30% – остальные затраты. «Поэтому в первую очередь цена на бензин зависит от налоговой политики государства», – сказал замглавы нефтяной компании. По его словам, существуют две модели ценообразования: «Первая модель – закрытые рынки, в которых мы жили, когда цена любых продуктов – бензина, сахара, молока, одежды – устанавливается решением органов, неважно, как они будут называться – Политбюро, ЦК, министерство, Госплан и т. д. Другой подход – когда цена определяется рынком. Надо для начала определиться, какой модели мы собираемся придерживаться в дальнейшем».
«Мы пытаемся договориться с ФАС, чтобы под эгидой РСПП нам определили четкие правила игры по установлению цены на нефтепродукты, по расчету наших затрат и налогообложению», – сообщил Федун. По его словам, «ЛУКойл» предложил провести на базе РСПП совещание всех заинтересованных сторон, на котором будут выработаны четкие критерии работы нефтяных компаний на российском рынке бензина и нефтепродуктов. В качестве примера он привел ситуацию, когда в случае завышения цен на нефтепродукты нефтяные компании штрафуются ФАС, а в случае продажи топлива ниже себестоимости на компании налагаются штрафы Федеральной налоговой службой.
«Мы хотели бы иметь четкие правила, и если они будут установлены, то мы будем их придерживаться», – добавил вице-президент «ЛУКойла». Он отметил также, что «нефтяные компании чрезвычайно зависимы от государства и чрезвычайно послушны государству. Если такие правила будут установлены, мы будем их неукоснительно придерживаться».
Источник: Эксперт
|